2021 - 2022
Буквально сегодня. (май, 11)
9й класс. Подготовка к ОГЭ. .Два героя опаздывают. Уже и у детей спросила, и родителям черкнула в ватсап.
И вот под конец урока открываются двери. Вплывают, очи долу...
Я:
- О! посмотрите! "Явление Христа народу"! (да простят меня уважаемые люди). Пасха уже прошла вроде! Вы кто такие!
Идут гуськом на места и скромно вполголоса:
- Мы ученики....
2020 2021
Вот уж точно - вести с уроков!
Мороз, Красный нос. А. Некрасов.
Отрывок.
…
Морозно. Равнины белеют под снегом,
Чернеется лес впереди,
Савраска плетется ни шагом, ни бегом,
Не встретишь души на пути.
Вы можете представит эту картину? Картину, которую некрасов нарисовал словами?!
А вот ни восьмиклассники мои, ни (увы мне!) одиннадцатиклассники не смогли. Ну, конечно, снег... лес они знают и представить смогли. А вот савраска вызвала удивление! У меня! Потому что такое поэтическое слово было интерпретировано как:
- девочка (это посреди снежного поля-то зимой!)
- мышка (ну, куда ни шло, конечно!)
- собачка ....
И только по одному человеку , да-да, по одному из каждого класса предположили, что это лошадка!
Вот что значит - не читать классику!
Как тут не воскликнешь: мы теряем поколение!
2019 - 2020
Люся
(на целевой антитабачный конкурс, заказчик как обычно...!)
Жила-была царевна - несмеяна Люся. Ну, как царевна... Так, царевишна, лет 13. И было у Люси всё: и дом красивый, и игрушек полный вагон, и нарядов полный шкаф... А ещё ноутбук, смартфон и простой телефон. И всё равно Люсе чего-то не хватало! А не было у деточки друзей. Всё капризничала и родителей доставала.
Решил отец-батюшка добыть царевне друзей. Устроил конкурс. И других посмотреть, и Люсю показать. Усадил её в верхнем этаже своего нового дома у окна и повелел: кто за один раз доберётся до царевнина окна, тот и дружить будет с его дочкой - в гости приходить, в игрушки играть.
Нашлись родители охотники. Решили для своих ребятишек постараться.
Вот один разбежался, скакнул, да до окна не доскакнул. Другой тоже прыгал, да не допрыгал.
И надоело Люсе ждать. Достала она сигареты из-под плинтуса, затянулась дымком да выпустила колечко дыма в окно. Увидали родители добрых молодцев, что царевна-то курящая, и позабирали своих молодцев. Только их и видели! Пошли искать некурящих!
Люся - в рёв! Батюшка - в гнев! Ах, так! И вообще тогда никто не приходите к Люсе, даже к дому не приближайтесь. Забор построил. Новых игрушек Люсе накупил.
А никто и не расстроился! С курящей Люсей дружить - себе вредить. Да и несмеяна-то она была не настоящая. Не смеялась, потому что зубы у неё от курения были жёлтые да гнилые и пахло изо рта. Вот.
Тут и сказке конец. Кто слушал, тот молодец. А кто понял - добрый молодец!
Иван-царевич и Серый Волк.
(на целевой антиалкогольный конкурс, заказчик остался доволен)
Сказка - ложь, да в ней намёк...
Жил-был в недалеком царстве, недалёком государстве Иван-царевич. и пришла ему охота жениться. А невеста его, Елен Прекрасная, жила совсем далеко.
И вот призвал Иван-царевич Серого Волка, который состоял у него на службе честнОй, чтобы отвез он его, Ивана-царевича то есть, к Елене Прекрасной в её царство.
А Серый Волк в это время лежал дома в своей норе , ну прямо как бездыханный, с вечера он побывал на дене рождения у своего родственника, поэтому с утра мучился , а проще говоря, с похмелья маялся. Но, помня обещание, данное Ивану-царевичу, серый убедил себя встать, умылся, оделся и совсем уже был готов в путь отправиться, да увидел в уголке бутылочку некую. Уж так она к себе манить стала, стоит и поблёскивает, как будто подмигивает даже!
Хотел Волк мимо пройти, да..."имидж ничто - жажда всё!" И хлебнул Волк из той бутылочки зелья крепкого, горячительного.
А тем временем Иван-царевич заждался уже своего серго помощника, шапочку соболью надел, сапожки сафьяновые натянул и похаживает около дворца по дорожке.
Серый Волк примчался весёлый да задорный. И вскочил по традиции Иван-царевич на Серого Волка, и помчались они по полям, по дорогам, по лесам да по горам.Серый Волк чем дальше, тем быстрее несётся, огонь зелья крепкого подогревает его.
И взмолился тогда Иван-царевич:
- Дорогой друг, Серый Волк, скачи помедленнее, а то и шапочка соболь слетела с меня, и сапожок с правой ноженьки потерялся от быстрой зды! Как же я предстану пред светлы очи Елены Прекрасной?!
Серый Волк отвечает с вызовом:
- Не боИсь, Иван-царевич! Какой русский не любит быстрой езды! В миг тебя домчу до любушки твоей!
И ещё быстрее припустил Серый Волк. И не замечает он, что по грязным болотам уже несётся, лягушек-старушек пугает.А возле озерца какого -то не заметил он, что столкнул в воду лисичку-молодичку в пышной модной и дорогой шубке. Уж Иван-царевич только крепче уцепился за Серого Волка, чтоб не упасть и не пропасть самому.
Мчится Серый Волк, дороги не разбирает. Только чувствует он, что перестает его зла водица греть. В сон клонить стало. И закрылись у него глаза на проезде возле лесочка дубового. Со всей моченьки врезался он в дубочек крепенький. Упла замертво. Упал и Иван-царевич. Только не убился, а покалечился. Сломал ноженьку да не в одном месте.
Тут и сказке конец.
Кто слушал, тот молодец.
А на свадьбу Иван-царевич не попал. Опоздал.
2018 - 2019
Май. Очередной учебный год подошел к концу...
...На одной из последних консультаций перед экзаменом по русскому в 9 классе обсуждали темы сочинений и повторяли методику их написания. Разбирали сочинение на тему "Как вы понимаете слово ДОБРОТА?"
И понеслось: "Доброта - это если...", "Доброта - это когда.."
Внушая девятиклассникам, что в сочинении их спрашивают не КОГДА, а ЧТО, я размышляла вслух у доски, чтобы ребята уловили ход мыслей и, может быть, даже запомнили. И вот добираюсь до аргументов, что не каждый поступок может быть назван добрым......, потому что.... Спрашиваю их:
- Вот у Матвея П. три по русскому, потому что я добрая? А вообще - я добрая? (понесло меня в философию)
И вдруг слышу в ответ:
- Вы - святая, - обыденно, как что-то само собой разумеющееся, сказал Андрюша, который привык (да и я тоже к этой его способности привыкла!) озвучивать все свои мысли.
Мне было так смешно....И я засмеялась...
А он не унимается:
-А Вы сами как к этому относитесь?
Милый Андрюша, я очень скромного о себе мнения. Но, спасибо, тебе!
Я так это и сказала, слегка поклонившись.
Свернув по-быстрому такую щекотливую тему, я продолжила факультатив.
Но в столовой я не преминула рассказать обо всем коллегам! Ну ведь приятно все-таки, что о тебе ученики ТАК думают.
Да хотя бы в половину так.
А не по матушке!
Целые сутки я гордилась заслуженным определением себя!
На следующий день проводила диктант в 6 классе.
Один сидит весь изломался, изогнулся. И на меня посматривает - хочет, чтобы внимание обратила. А я знаю: если обратишь внимание - себе дороже выйдет. Потому молчу, делаю вид, что не заметила.
Он не выдержал:
- Как спина затекла!
Я:
- И что теперь?!
Он:
- Ну, Марина Анатольевна, в Вашем возрасте Вам должны быть известны такие проблемы!
Я:
- Это в каком таком "МОЕМ ВОЗРАСТЕ"?!
Он:
- Глядя на Вас, можно дать 56 лет!
Ах, ты, поганец! (это я про себя; мне еще, конечно, не столько, но зачем об этом напоминать!). А вслух:
- Что?!!! Ах, 56-ть! Так вот: буду проверять диктант - все 56 ошибок твои!
И это все при том, что меня душит смех. Класс встревоженно шипит: ты чё, дурак, о возрасте не говорят...
Ну, в общем, погордилась я своей "святостью" недолго, на следующий же день меня с пьедестала сбросили!
Не соскучишься!
И темы для рассказов не иссякнут!
Ждите новостей с экзаменов.
И понеслось: "Доброта - это если...", "Доброта - это когда.."
Внушая девятиклассникам, что в сочинении их спрашивают не КОГДА, а ЧТО, я размышляла вслух у доски, чтобы ребята уловили ход мыслей и, может быть, даже запомнили. И вот добираюсь до аргументов, что не каждый поступок может быть назван добрым......, потому что.... Спрашиваю их:
- Вот у Матвея П. три по русскому, потому что я добрая? А вообще - я добрая? (понесло меня в философию)
И вдруг слышу в ответ:
- Вы - святая, - обыденно, как что-то само собой разумеющееся, сказал Андрюша, который привык (да и я тоже к этой его способности привыкла!) озвучивать все свои мысли.
Мне было так смешно....И я засмеялась...
А он не унимается:
-А Вы сами как к этому относитесь?
Милый Андрюша, я очень скромного о себе мнения. Но, спасибо, тебе!
Я так это и сказала, слегка поклонившись.
Свернув по-быстрому такую щекотливую тему, я продолжила факультатив.
Но в столовой я не преминула рассказать обо всем коллегам! Ну ведь приятно все-таки, что о тебе ученики ТАК думают.
Да хотя бы в половину так.
А не по матушке!
Целые сутки я гордилась заслуженным определением себя!
На следующий день проводила диктант в 6 классе.
Один сидит весь изломался, изогнулся. И на меня посматривает - хочет, чтобы внимание обратила. А я знаю: если обратишь внимание - себе дороже выйдет. Потому молчу, делаю вид, что не заметила.
Он не выдержал:
- Как спина затекла!
Я:
- И что теперь?!
Он:
- Ну, Марина Анатольевна, в Вашем возрасте Вам должны быть известны такие проблемы!
Я:
- Это в каком таком "МОЕМ ВОЗРАСТЕ"?!
Он:
- Глядя на Вас, можно дать 56 лет!
Ах, ты, поганец! (это я про себя; мне еще, конечно, не столько, но зачем об этом напоминать!). А вслух:
- Что?!!! Ах, 56-ть! Так вот: буду проверять диктант - все 56 ошибок твои!
И это все при том, что меня душит смех. Класс встревоженно шипит: ты чё, дурак, о возрасте не говорят...
Ну, в общем, погордилась я своей "святостью" недолго, на следующий же день меня с пьедестала сбросили!
Не соскучишься!
И темы для рассказов не иссякнут!
Ждите новостей с экзаменов.
Когда-то давно, году в 14-15 (две тысячи, конечно!) был у меня ученик-ученичок. Теперь-то он приличный молодой человек и не без высшего образования. А тогда... Я даже не подозревала о возможности высшего образования для него!
Да повествование не об этом!
Писал он работу, а подписал просто: Лихо, не дописав одну букву в конце фамилии! Ну просто прямая характеристика получилась!
В этом году заканчивает 9-й класс его младший брат.
В самостоятельной работе во фразе: - "Я понимаю это так." - написал: "Я пони это так" !!!
Ну, что ж! Вот кого учу!
Зато гордости сколько: это ж надо обучить и лихо и пони
(История реальная. Правда, настоящую фамилию героя не решилась написать! Если, Илья, ты узнал себя, напиши мне. Я вспоминаю тебя все равно добрым словом!)
На уроке русского языка в 6 классе описываем человека (одноклассника), с использованием составных именных сказуемых.
То, что у их одноклассников коричневые волосы, коричневые глаза и неказистый характер, полбеды. Но то, что одноклассники еще и продолговатые, это уже ни в какие ворота. Страшно даже: с кем (с какими!) я работаю!
Проверяю прочтение главы "Бэла" (из "Героя нашего времени" Лермонтова). В первом варианте вопросы: Кто такой Максим Максимыч? Как Печорин встретился с ним?
Ответ: "Максим Максимыч - генерал (на самом деле штабс-капитан, ну, да это, видимо, одно и то же!). Печорин встретился с ним возле ларька, где заплатил за то, чтобы ему подняли вещи на гору."
Про ларёк мне вообще понравилось.
2017-2018 учебный год. Продолжение...
Беседа на уроке. Вопрос возникает, конечно, спонтанно, без соответствия с темой урока. Да и кого она интересует вообще!
- Кто такие чибисы? Народ какой-то?
- Ты дурак?! Это птицы!
А теперь обращение ко мне за истиной в последней инстанции:
- М.А., а Вы видели их в глаза?
- М.А., а Вы видели их в глаза?
Определяем род имен существительных с объяснением лексического значения: сварка - ж.р., пенка - ж. р.
Застопорились на слове "этажерка", потому что возникли сомнения, к какому роду принадлежит слово. Ученик (и совсем не глупый) рассуждает так (он так и сказал: я рассуждал так...):
- Слово "этажерка" скорее всего женского рода, потому что мужского рода будет слово "этажер".
!
Читаем учебник, обсуждаем прочитанное, естественно, отвлекаясь от текста:
- С какого слова (начинается описание героя)? Отвечает (обращаюсь к конкретному ученику, который отвлекся от текста уже давно). Ответ просто замечательный:
- Здесь нет слов.
Гость.Дети меня выслушали, моим предупреждениям вняли (всё-таки одиннадцатый класс, а не какие-то там "крутые" девятиклассники). Но вопрос всё же задали.
- А он с детства такой? Или его школа таким сделала?
....А писатель наш сам разрешил ребятам задавать вопросы, не стесняясь. И по поводу внешности тоже. Так и сказал.
Но мои дети вопросов подобных задавать не стали. Так и осталось для них страшной тайной: делает ли школа из детей инвалидов!
ДЕТСКИЙ ЯЗЫК
...Но всех чудес прекрасных на земле
Чудесней слово первое ребенка.
Эпиграф к книге К. Чуковского «От 2 до 5»
(лет, конечно же, от 2-х до 5-ти лет!)
Но идут годы, и
вот уже эти детки, которые от 2-х до 5-ти только познавали мир и учились говорить,
наконец-то познали и научились. И вот что из этого вышло.
Из контрольной
работы по теме «Лексика». Пишет 10-й класс!!!
Задание: запишите
слова и дайте их толкование. В списке есть слово АЛЬБАТРОС.
По мнению юношей и
девушек 10-го класса, это
1.
Птица, живущая на
севере;
2.
Птица белого
цвета (какие простые признаки, чтобы узнать птицу!)
3.
Человек, у
которого плохая интонация;
4.
Человек, у
которого плохая пигментация;
5.
Человек, живущий
на севере;
6.
Человек,
работающий в море.
Какое многозначное
слово!
А на самом деле:
Альбатрос - крупная
океаническая птица отряда буревестников с
коротким массивным туловищем и длинными узкими крыльями (по словарю Ефремовой)
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Проблемы были, есть и...? (Копия с главной страницы. Но я ведь решила сборник создавать, так пусть и собираются рассказы и заметки на одной странице!)
Давненько я прочитала в интернете следующую историю:
"Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак".
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой."
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак".
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой."
И чем больше я тружусь на ниве образования, тем больше убеждаюсь, что
автор статьи о "браздах" ничего не выдумал! Это уже не вызывает смех, а
какое-то удивление: дети не только не знают значение многих слов, но и
не хотят знать. Они даже возмущаются, когда им указываешь на ошибку в
понимании: ну и что, если я не знаю!
Случай из практики, причём недавней!
На уроке русского в ... каком-то классе пишем предложение: "Им, гагарам,
недоступно наслажденье битвой жизни." Пишут, не. задумываясь, что их
ждёт не только вопрос об обособлении, но и о значении
слова..."гагары". Варианты ответов:
гагары - это "люди, воины (ведь говорится о какой-то битве!); монахи; это те, кто живёт в городе; и даже - сословие".
Вот так. А то бразды, бразды...
Но есть и посерьёзнее высказывания. Например, с сегодняшнего урока литературы. Ответ на вопрос о роли "Повести и капитане Копейкине" в сюжете романа "Мёртвые души" (орфография и пунктуация сохранены):
"В повести о Капитане Копейкине, это драматическая история. Он участвовал в ВОВ, потерял ноги, руки и некоторые конечности. В прибывании в Петербург за "монашерской милостью" защищать свою родину."
И что тут прикажете делать?
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,Вот так. А то бразды, бразды...
Но есть и посерьёзнее высказывания. Например, с сегодняшнего урока литературы. Ответ на вопрос о роли "Повести и капитане Копейкине" в сюжете романа "Мёртвые души" (орфография и пунктуация сохранены):
"В повести о Капитане Копейкине, это драматическая история. Он участвовал в ВОВ, потерял ноги, руки и некоторые конечности. В прибывании в Петербург за "монашерской милостью" защищать свою родину."
И что тут прикажете делать?
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Давно уже Миша, который вдохновлял меня на написание рассказов, закончил школу. Но источник творчества не прекратился. На смену Мише пришли другие, не менее интересные экземпляры!
Вот, например, Андрюша...
Итак.
Назову рассказ "Оценка"
( кто работает по ФГОС, знают, в чём отличие "отметки" и "оценки")
Урок русского языка. Итоги работы надо изобразить в схеме, таблице и разместить на доске на всеобщее обозрение. Выходит Артём и вывешивает своё творчество на уровне глаз, своих, конечно. А уровень тот, надо сказать, очень невысоко оказался! Я несколько раз повторяю: "Артём, повесь повыше." Но тот как не слышит. Или просто не может он выше. Я иду от своего стола к доске со словами: "Вот ведь всё-таки заставите меня встать.! Перевешиваю лист с записью выше и слышу Андрюшино: "Заставь дурака Богу молиться, так он и..." В общем шуме я уже не слышу окончания приговора! Поворачиваюсь, все замирают, смотрят на меня и на Андрюшино безмятежное лицо. А меня душит смех. Я начинаю смеяться, просто не могу остановиться. Класс облегчённо вздыхает.
Сквозь смех я спрашиваю: "Андрей, ты кого-то конкретно имел в виду?!"
......
Радует то, что ребята стали меня убеждать, что адресатом, конечно же, был Артём.
Вот вам и оценка. Не только мы их...
Одноактная пьеса.
Пролог.
9-й класс читает "Горе от ума" Грибоедова. Читают дома. На уроках подтверждают прочтение и понимание.
Ну, нам с Мишей не до жиру... Я вполне могу удовлетвориться, услышав от Миши краткий пересказ текста произведения, причём по любому источнику (если вы понимаете, о чём я!)
Картина первая.
Миша рассказывает о событиях первого действия, даже первого явления, где служанка Лиза сетует, что ей всю ночь не велели спать. "А всё амур проклятый!" - восклицает она, подразумевая Софью и Молчалина, проведших всю ночь в комнате Софьи.
Диалог:
- Миша, кто пришёл к Софье?
- Амур.
- Как?! Он что ли у них в доме живёт?!
Миша понимает, что я не довольна ответом, и быстро поправляется:
- Нет-нет, он живёт в доме напротив.
В момент произнесения этой исторической фразы присутствующие в кабинете другие девятиклассники поднимают от учебников глаза и ждут моей реакции.
Я ещё креплюсь. И объясняю Мише, что амур - это... (Ну что мне вам-то объяснять!)
Картина вторая.
Миша листает пьесу и ищет ответ на вопрос: кто же посетил Софью ночью в её комнате.
Наш гений натыкается на следующее слово и выдаёт:
- К ней пришёл батюшка.
Как могу внушаю Мише, почему батюшка не мог прийти к Софье на ночное свидание, употребляю при этом заведомо незнакомое слово "инцест". За которое Миша быстренько цепляется и заявляет, что к Софье пришёл ... инцест!
Спокойно говорю Мише, что инцест - это не человек, а просто слово такое, и прошу ещё подумать, как мне кажется, над простым вопросом о госте Софьи.
Картина третья.
Наконец-то Миша добрался до имени "Алексей Степаныч". Ответ этот правильный. Я только хочу уточнить и спрашиваю:
- А фамилия у него какая?
Нисколько не задумываясь, Миша брякает:
- Степаныч.
Зрители уже не могут сдерживаться. Я держусь, чтобы не рассмеяться, из последних сил. Мы выясняем с моим маленьким другом, что вот сам он (Миша) - Алексеевич и значит...
- А-а-а, Степаныч - это отчество! - делает открытие Миша.
И тут я сдаюсь:
- Ребята, я выйду ненадолго из кабинета! - и спокойно, как мне кажется, покидаю сцену.
Эпилог.
Миша закрыл долги по литературе за I триместр с открытием, что Степаныч - это не фамилия, а отчество!
А зачем же ещё нужна литература, если не делать открытия!
Миша, приходи ко мне на уроки. Я жду тебя с интересом!
Первый вариант домашнего задания оказался неполным, т.к. наш герой обнаружил не все части речи. Не оказалось в его таблице служебных частей речи (для непосвящённых - предлог, союз, частица). Даю ему учебник русского языка за 7-й класс (напоминаю, что мы с ним стараемся перейти в 9-й!) и по оглавлению прошу найти служебные части речи и дополнить таблицу.
Второй вариант домашнего задания оказался без такой части речи, как частица.
Диалог.
- Почему нет частиц в таблице?
- Не нашёл.
- Оглавление в учебнике смотрел?
- Смотрел.
- Частицы видел?
- Видел.
- Почему не выписал?
- Не нашёл.
Учебник так и вырывался у меня из рук!!!
Открываю оглавление, нахожу главу "Частицы", делаю закладку и после некоторых пояснений отправляю доделывать таблицу.
Третий вариант выполнения домашнего задания превзошёл все ожидания!
Таблица частей речи заполнена до конца, были и частицы в том числе.
Но!
В колонке "Примеры" напротив частиц написаны две буквы: Н, Х!
Снова диалог.
-Это что такое! (интонацию мою представляете!!!)
- Буквы.
- Я вижу, что буквы! Что они обозначают?!
- Буквы.
- Я вижу, что буквы! Я даже знаю, что они обозначают!!! Так вот, если вместо этих букв не будет примеров частиц, то педсовет узнает, что ты в следующий класс перейти не сможешь!
- Я всё сделаю, всё сделаю! - кричит вундеркинд и спешит домой искать примеры частиц.
В этой истории можно поставить точку.
"Мишкины рассказы"
Наверное, вы ещё помните по детству весёлые рассказы Виктора Драгунского "Денискины рассказы"?! Я, конечно, не претендую на славу Драгунского, Но, наверное, и мне пора создать сборник, ну, хотя бы под названием... "Мишкины рассказы"! Сборник не сборник, а очередное повествование предлагаю вашему вниманию.Одноактная пьеса.
Пролог.
9-й класс читает "Горе от ума" Грибоедова. Читают дома. На уроках подтверждают прочтение и понимание.
Ну, нам с Мишей не до жиру... Я вполне могу удовлетвориться, услышав от Миши краткий пересказ текста произведения, причём по любому источнику (если вы понимаете, о чём я!)
Картина первая.
Миша рассказывает о событиях первого действия, даже первого явления, где служанка Лиза сетует, что ей всю ночь не велели спать. "А всё амур проклятый!" - восклицает она, подразумевая Софью и Молчалина, проведших всю ночь в комнате Софьи.
Диалог:
- Миша, кто пришёл к Софье?
- Амур.
- Как?! Он что ли у них в доме живёт?!
Миша понимает, что я не довольна ответом, и быстро поправляется:
- Нет-нет, он живёт в доме напротив.
В момент произнесения этой исторической фразы присутствующие в кабинете другие девятиклассники поднимают от учебников глаза и ждут моей реакции.
Я ещё креплюсь. И объясняю Мише, что амур - это... (Ну что мне вам-то объяснять!)
Картина вторая.
Миша листает пьесу и ищет ответ на вопрос: кто же посетил Софью ночью в её комнате.
Наш гений натыкается на следующее слово и выдаёт:
- К ней пришёл батюшка.
Как могу внушаю Мише, почему батюшка не мог прийти к Софье на ночное свидание, употребляю при этом заведомо незнакомое слово "инцест". За которое Миша быстренько цепляется и заявляет, что к Софье пришёл ... инцест!
Спокойно говорю Мише, что инцест - это не человек, а просто слово такое, и прошу ещё подумать, как мне кажется, над простым вопросом о госте Софьи.
Картина третья.
Наконец-то Миша добрался до имени "Алексей Степаныч". Ответ этот правильный. Я только хочу уточнить и спрашиваю:
- А фамилия у него какая?
Нисколько не задумываясь, Миша брякает:
- Степаныч.
Зрители уже не могут сдерживаться. Я держусь, чтобы не рассмеяться, из последних сил. Мы выясняем с моим маленьким другом, что вот сам он (Миша) - Алексеевич и значит...
- А-а-а, Степаныч - это отчество! - делает открытие Миша.
И тут я сдаюсь:
- Ребята, я выйду ненадолго из кабинета! - и спокойно, как мне кажется, покидаю сцену.
Эпилог.
Миша закрыл долги по литературе за I триместр с открытием, что Степаныч - это не фамилия, а отчество!
А зачем же ещё нужна литература, если не делать открытия!
Миша, приходи ко мне на уроки. Я жду тебя с интересом!
Миша и литература.
Ну вот пришло время рассказать вам, как мы с Мишей сдавали литературу (помните, я вам обещала?!).
Почему время пришло теперь, вы спросите. Да потому, что скоро учебный год начинается и надо обновить в памяти все особенности общения с любимыми учениками!
Дело было так.
Приходит он ко мне. Начинает рассказывать:
- Толстой, "На балу".
-На каком балу?!
- Толстой, "На балу", - монотонно повторяет Миша.
- На каком балу!!! Толстой, "После бала"! - прикрикиваю я.
- А-а-а, я думал - "На балу". Там же всё на балу происходит.
- И что там произошло?
- Он её любил. Она была старая...
- Кто "он"?
- Герой. (тут можно Мишу похвалить за то, что знает такой термин "герой рассказа"!)
- Итак, герой любил старую, значит?
- Нет, он любил молодую, а она потом старая стала.
- Они вместе остались?
- Нет.
- А что им помешало быть вместе?
- Он шёл зимой и там на снегу увидел что-то чёрное...
- И что же там лежало?!
- Нет, там не лежало, там ходили люди и среди этих людей был её отец.....
Тут я ставлю многоточие, потому что такими темпами, какими мы с Мишей пересказывали повесть, мне никогда не закончить свой рассказ!
Теперь о втором рассказе. Это повествование будет коротким.
Выбрал Миша на чтение рассказ Грина "Зелёная лампа". Так мне и сказал:
- Второй рассказ я выбрал "Зелёная лампа". Автора только забыл.
- Ну, что же, не беда, автор этого рассказа Александр Грин. О чём ты прочитал в его рассказе?
- Я не успел.
- Что не успел?
- Прочитать не успел.
- Но ведь ты же название даже знаешь?!
- А потом я уснул.
Занавес!
Готовьтесь, коллеги! Миши уже идут! Они уже близко!
Частицы.
Посчастливилось мне в июне месяце заниматься дополнительно с одним из известных учеников нашей школы. Занимался он, можно сказать, охотно. Да и как не заниматься охотно, если в скором времени педсовет по переводу в следующий класс состояться должен был.
Но не заладилось у нас с ним с самого начала: на носу девятый класс, а он части речи не то что забыл, а просто не различает! И вот предлагаю я ему в качестве домашнего задания найти в любых источниках таблицу частей речи, в которой было бы несколько колонок: название части речи, вопрос, на который часть речи отвечает, что обозначает и, наконец, примеры.
Но не заладилось у нас с ним с самого начала: на носу девятый класс, а он части речи не то что забыл, а просто не различает! И вот предлагаю я ему в качестве домашнего задания найти в любых источниках таблицу частей речи, в которой было бы несколько колонок: название части речи, вопрос, на который часть речи отвечает, что обозначает и, наконец, примеры.
Первый вариант домашнего задания оказался неполным, т.к. наш герой обнаружил не все части речи. Не оказалось в его таблице служебных частей речи (для непосвящённых - предлог, союз, частица). Даю ему учебник русского языка за 7-й класс (напоминаю, что мы с ним стараемся перейти в 9-й!) и по оглавлению прошу найти служебные части речи и дополнить таблицу.
Второй вариант домашнего задания оказался без такой части речи, как частица.
Диалог.
- Почему нет частиц в таблице?
- Не нашёл.
- Оглавление в учебнике смотрел?
- Смотрел.
- Частицы видел?
- Видел.
- Почему не выписал?
- Не нашёл.
Учебник так и вырывался у меня из рук!!!
Открываю оглавление, нахожу главу "Частицы", делаю закладку и после некоторых пояснений отправляю доделывать таблицу.
Третий вариант выполнения домашнего задания превзошёл все ожидания!
Таблица частей речи заполнена до конца, были и частицы в том числе.
Но!
В колонке "Примеры" напротив частиц написаны две буквы: Н, Х!
Снова диалог.
-Это что такое! (интонацию мою представляете!!!)
- Буквы.
- Я вижу, что буквы! Что они обозначают?!
- Буквы.
- Я вижу, что буквы! Я даже знаю, что они обозначают!!! Так вот, если вместо этих букв не будет примеров частиц, то педсовет узнает, что ты в следующий класс перейти не сможешь!
- Я всё сделаю, всё сделаю! - кричит вундеркинд и спешит домой искать примеры частиц.
В этой истории можно поставить точку.
Муха. (эссе на конкурс "Учитель года")
Урок. Тишина, редкая в этом классе. Я как обычно у доски, используя все способы привлечения внимания, объясняю материал. Вроде, слушают.
И вдруг (ох, уж это «вдруг»!) в пространстве кабинета материализуется муха. Крупненькая такая. Чёрная. Громкая. И очень заметная.
Внимание ко мне тает. Все начинают следить за мухой. Сначала глазами, потом и головой закрутили.
Неужели им муха интереснее, чем моё объяснение? Явный ответ вижу на радостных лицах учеников.
В процессе объяснения распахиваю дверь: такая большая муха не может не заметить открывшихся возможностей! И правда, описав круга два над головами почти счастливых учеников, муха вылетает в открытые двери. Дети с сожалением, я с облегчением наблюдаем за нарушительницей спокойствия.
Я уже тяну дверь за ручку, чтобы закрыть, и в этот момент (я вижу это отчётливо) навстречу нашей мухе уже в коридоре летит другая. Они разминулись в полёте, и эта, другая, на всей скорости влетает в кабинет. Я по инерции закрываю дверь.
В классе началось полное счастье!
Эта муха крупнее и громче первой. Ещё более заметная и нахальная, она то пикирует на радостных ребят, то взмывает вверх. А к ней прикованы не только взгляды, её уже пытаются поймать или хотя бы сбить учебником (тоже мне, истребители!).
Я одиноко, без всякого внимания всё же стою у доски. Ещё что-то пытаюсь сказать. Но где там!
И вот, решившись на крайние меры, твёрдым шагом опять иду к двери. Распахиваю её настежь и грозно говорю:
- Кое-кому придётся выйти за двери и подумать о своём поведении!
Услышав мой голос, многие гасят свой охотничий азарт. А муха, будто поняв предупреждение, тотчас вылетает из класса. Со словами – «Даже муха меня понимает, а вы никак не можете!» - захлопываю двери и продолжаю урок.
Удивлённые моим сравнением, ученики сидят молча.
Но о чём они думают?
А вы как считаете?
Комментариев нет:
Отправить комментарий