Выскажись!

Не печалься! Не сдавайся! Улыбайся!

11 класс, это для вас!

11.04.18

блог Крюковой М. А.: помощь ЕГЭ, в т.ч. написании сочинений

08.09.2016
Вебинар по написанию сочинения к направлению "Разум и чувство"


 28.11.12.

Правописание корней ЕГЭ А 13 (14) 



 04.09.12
Средства связи предложений в тексте В 7.

 12.03.
Способы связи предложений в тексте В 7 (с примерами)   https://docs.google.com/document/d/1CeFSUZOQqclcCQ0keRgsVtNRbsbBSqyO4VJVpYvOwdQ/edit
.......................................................................................................................................................
 29.02. 11

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Теория по вопросам задания В 1 (словообразование)

25.10.12

Теория В 1
 ........................................................................................................................................................

Орфоэпические нормы: https://docs.google.com/document/d/1DTYGUvHHRh9nvR9xlsPbvsN4sPmC_BG-bS6Yab-GrLs/edit?hl=ru
 ..........................................................................................................................................................


 https://docs.google.com/document/d/11SSgr8__STMv0ILc2jnFLOFcO5_h3BliqT42UU3yGCI/edit?hl=ru#          от 25.04    Справочные материалы для  задания А5



 https://docs.google.com/document/d/13DKfU8mu9b5gTnLugMtR70P5IT48qF4FMFVeY6JroIU/edit?hl=ru#             "Энциклопедия аргументов"


 ................................................................. ..................


Подсказки для работы с заданием части В


Б1
способы образования слов

1.приставочный ( ехать- приехать)
2.суффиксальный (причастия, дееприч.. наречия на о ,е, запеть-запевать, встретить-встречать)
3.приставочно- суффиксальный9попросту, современник)
4. бессуфиксный (вход – входить. въезд, проезд, проход и т. д.
синь – синий, тишь, гладь и т. д.
5.переход из одной части речи в другу: столовая комната(прил.)- столовая(сущ
6. сложение(вуз. водопровод)

Б3 типы связи в словосочетании
1. согласование(какой)- красный шарф
такой шарф
второй шарф
2.управление(падежные вопросы)-оплатить(что0 проезд
3.примыкание(зависимоуе слово- наречие или неопределенная форма глагола: сидеть(как)- тихо
хочется (что делать) –пить

Б4
обособленные определения -береза, растущая у окна, …
обособленное приложение- береза, красавица с пышной кроной, можно поставить тире вместо запятых, можно поставить слова то есть
обособленное обстоятельство- дееприч.. дееприч. оборот. обороты со словами благодаря. согласно. вопреки. несмотря на…
уточнящие члены могут быть названы обособленными обстоятельствами ( где, где именно, )

Б5
односоставные предложения

с подлежащим – назывные
только со сказуемым-
определенно- личные(1, 2 лицо)
неопредел. – личные(3 лицо мн. число: они)
безличные( нет и не может быть подлежащего: Вечереет. Светало. Хочется пить.)

Б6
сложноподчиненное предложение

какой
главное ---------придаточное(определительное) местоимённо-определительное (в главном зависит от местоимения и уточняет его)
падежные вопросы
главное ---------придаточное(изъяснительное)
где, когда, почему, зачем. как, в какой степени, несмотря на что и др.
главное --------придаточное(обстоятельственное места. времени. причины, цели, образа действия, степени , уступки( пиши частицу ни))
Виды подчинения: Однородное (когда придаточные зависят  от одного главного и отвечают на один и тот же вопрос.
Последовательное: (когда придаточные зависят друг от друга, но отвечают на разные вопросы)
Параллельное (когда придаточные зависят от одного главного, отвечают на разные вопросы.










Тропы и фигуры для выполнения части В, задание 8


ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
-  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

ГИПЕРБОЛА
(греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.
ЛИТОТА
(греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

МЕТАФОРА
(греч. metaphora — перенесение)троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
    Век девятнадцатый, железный,
    Воистину жестокий век!
    Тобою в мрак ночной, беззвездный
    Беспечный брошен человек!
                                           (А. Блок)
МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).
            Театр уж полон, ложи блещут;
            Партер и кресла, всё кипит...
                                         (А.С. Пушкин)
ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
     Колокольчики мои,
     Цветики степные!
     Что глядите на меня,
     Тёмно-голубые?
     И о чём звените вы
     В день весёлый мая,
     Средь некошеной травы
     Головой качая?
                      (А.К. Толстой)
СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части  вместо целого  или наоборот.
 - Скажи-ка, дядя, ведь недаром
   Москва, спалённая пожаром,
   Французу отдана?
                    (М. В. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .
 Буря мглою небо кроет,
 Вихри снежные крутя;
 То, как зверь она завоет,

 То заплачет, как дитя…
                          (А.С. Пушкин)
ОБРАЗ -  обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.
   Не ветер бушует над бором,
   Не с гор побежали ручьи,
   Мороз - воевода дозором
   Обходит владенья свои.
                        (Н.А. Некрасов)
АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) -  образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие -  женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.
ГРОТЕСК
(франц.
grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.
              Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
              Дикие проклятья дорогой изрыгая.
              И вижу: сидят людей половины.
              О дьявольщина! Где же половина другая?
                                                    (В. Маяковский)
ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
     Слуга влиятельных господ,
     С какой отвагой благородной
     Громите речью вы свободной
     Всех тех, кому зажали рот.
                                         (Ф.И. Тютчев)
САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС
(франц.
assonance - созвучие или откликаюсь)  -  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
          О весна без конца и без краю -          Без конца и без краю мечта!                                              ( А. Блок)
АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) -  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
      Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
      Величавый возглас волн.
      Близко буря. В берег бьется
      Чуждый чарам черный челн…
                                (К. Бальмонт)
АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА
(греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
      Ты и убогая,
      Ты и обильная,
      Ты и забитая,
      Ты и всесильная,
      Матушка-Русь!…
                   (Н.А. Некрасов)
АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).
       Ты богат, я очень беден;       Ты прозаик, я поэт;       Ты румян, как маков цвет,       Я, как смерть, и тощ и бледен.
                                           (А.С. Пушкин)
АНТИФРАЗ употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…).
АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  - искусственное укорачивание слова без потери его значения.
 
…Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …
                            (А.Н. Крылов)
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
                            (А.С. Пушкин)
 
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
       Ночь, улица, фонарь, аптека,
       Бессмысленный и тусклый свет.
       Живи ещё хоть четверть века -
       Всё будет так. Исхода нет.
                                               (А. Блок)
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.
ГРАДАЦИЯ
- стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.
     Не жалею, не зову, не плачу.
     Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
     Увяданья золотом охваченный,
     Я не буду больше молодым.
                                       (С. Есенин)
ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)
ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)  - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).
КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).
МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)
КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксиморону.
ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...).
ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  

               
                 В синем море волны плещут.                     Мчаться тучи, вьются тучи...                                 В синем небе звезды блещут.                                           (М.Ю. Лермонтов)
                 
                                              (А. С. Пушкин)      
Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ХИАЗМ
(греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
- экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).ПЕРЕНОС (франц.
enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.
         Выходит Пётр. Его глаза         Сияют. Лик его ужасен.
         Движенья быстры. Он прекрасен,
         Он весь, как божия гроза.
                                       (А. С. Пушкин)
РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы. Более подробно о рифме см. «Словарь разновидностей рифмы» или «Лаборатория».

СИЛЛЕПС (греч.
syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).
СИМПЛОКА (греч. symploke - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

СТЫК
- звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.
     О весна без конца и без краю -
     Без конца и без краю мечта!
     Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
     И приветствую звоном щита!
                                            (А. Блок)
ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  - пропуск в речи  подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.
          День в тёмную ночь влюблён,
          В зиму весна влюблена,
          Жизнь – в смерть…
          А ты?... Ты в меня!

                               (Г. Гейне)
ЭМФАЗА (греч. emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я это вам говорю»).
ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -
 образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).
      Я помню чудное мгновенье!
      Передо мной явилась ты,
      Как мимолётное виденье,
      Как гений чистой красоты.
                                 (А.С. Пушкин)
ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).


Перечень возможных проблем, формулируемых в сочинении задания поля С.

  • Проблемы самоутверждения личности в коллективе
  • Проблема взаимоотношений личности и коллектива
  • …понимания истинной дружбы
  •  …истинного  в человеческой личности
  • …доверия людей друг другу (что помогает установить доверие между людьми)
  • Соотношение нравственного долга и подвига (чем определяется готовность человека к подвигу)
  • Проблема человеческого общения, необходимости понимания
  • …(не) исполнения нравственного долга
  • …принесения жертвы ради спасения
  • …роли личности в истории
  • …соотношения личного и государственного в человеке
  • …ответственности гения перед отчизной
  • …выбора жизненных целей
  • …воспитания полноценной личности
  • …свершения ошибок и возможности их исправления
  • …человеческой совести
  • …влияния родителей на духовное становление ребёнка
  • …утраты интереса к приобретению знаний
  • …снижения культуры речи в русском обществе, ответственности человека за сохранение красоты и чистоты языка
  • …взаимоотношений педагога и воспитанника
  • …профессионального становления человека
  • …понимания мастерства
  • …самооценки начинающего писателя
  • …веры в свои творческие силы
  • …реализации способностей
  • …соотношения книжной романтики и реальности
  • …отношения общества к талантливому человеку
  • …развития одарённых детей
  • …нравственного воздействия книг на формирование человека
  • … благодарности (всем ли доступно понимание того, что достойно благодарности)
  • …сохранения физического и духовного здоровья
  • Проблема жестокости
  • …влияния власти на человека
  • Проблема одиночества
  • …отношения юношества к старости и старикам
  • …взаимоотношения между близкими людьми
  • .проблема понимания (проявления) любви (достоин ли любви человек, сам неспособный любить; всегда ли мы выбираем для себя человека, достойного нашей любви; всегда ли любовь приносит счастье)
  • …сохранения природы
  • …взаимосвязи человека и эпохи
  • Проблемы сохранения человечности на войне (даёт ли возможность война остаться человеку человеком, сохранить  в себе человеческое)
  • Проблемы ответственности человека перед собой за свои поступки.
  • …проявления патриотизма как важнейшей черты национального характера
  • …бесчеловечности и жестокости войны
  • …(не) проявления милосердия и сострадания
  • …жизни в условиях войны, противостояния жизни и смерти
  • …чувства долга, мужества, влияния испытаний и тягот войны на состояние ребёнка
  • …использование нравственных уроков истории, проблемы памяти и вечности
  • …проявления героизма в мирное время
  • …нравственного выбора
  • …сохранения чувства собственного достоинства
  • …сохранение честности и неподкупности
  • …кратковременности жизни человека и вечности
  • …соотношения целей и средств
  • …(не)способности человека менять свою жизнь
  • …осознания  красоты человеческого труда, проблемы мастерства
  • …ответственности родителей перед детьми, детей перед родителями, силы родительской любви
  • Отцы и дети:  проблемы взаимопонимания поколений
  • …проблема познания как миссии человека
  • …воспитания и образования, проблема семейного воспитания
  • … формирования духовной культуры
  • …появления псевдокультуры, нравственной ответственности
  • … понимания назначения искусства, проблема влияния прекрасного на человека
  • …понимания истинной и ложной красоты
  • …необходимости уметь видеть красоту окружающего мира







    Комментариев нет:

    Отправить комментарий